В условиях реализации требований ФГОС СПО наиболее актуальными становятся технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Технология развивающего обучения
5. Здоровьесберегающие технологии
6. Технология проблемного обучения
7. Игровые технологии
8. Модульная технология
9. Технология мастерских
10. Кейс – технология
11. Технология интегрированного обучения
12. Педагогика сотрудничества.
13. Технологии уровневой дифференциации
14. Групповые технологии.
15. Традиционные технологии (классно-урочная система)
Входят в учебный и воспитательный процесс следующие современные технологии:
Нанообучение
Это система обучения, которая предоставляет учащимся краткую информацию для усвоения и запоминания без каких-либо хлопот. Он предоставляет учебные ресурсы, такие как тексты, короткие видеоролики и звуковые фрагменты, которые обеспечивают решение для сжатого временного окна. Этот стиль обучения кусочного размера подходит для молодого поколения, особенно поколения Z.
Игры на уроках уже давно актуальны среди преподавателей, но в пандемию эта боль стала еще сильнее – учителям приходилось делать все возможное, чтобы удержать внимание студентов в онлайне. Сейчас для этой задачи уже намного больше инструментов, например, на некоторых вебинарных платформах вы можете запустить квиз прямо во время урока или собрать небольшой квест на доске.
Даже небольшие игровые элементы помогают привлечь внимание и создать атмосферу игры или соревнования. Помните, что игра должна дополнять занятие, а не полностью заменять его, чтобы студенты действительно всё запомнили.
Виртуальная или дополненная реальность на занятиях – уже не новинка, но актуальности не теряет. Уроки в VR нравятся не только детям, но и взрослым студентам вузов, ведь они заметно отличаются от традиционных лекций с презентацией. Здесь те же принципы, что и у геймификации уроков – делайте занятия интереснее, ищите новые инструменты и управляйте вниманием студентов.
Попробовать занятия в VR можно, например, на Pruffme. Здесь VR-пространство запускается внутри вебинарной комнаты, есть аудиосвязь и возможность взаимодействовать с другими участниками.
Как и SEL, проектное обучение (Project-based Learning) обрело большую популярность в последние годы. Это связано с переходом от знаниевой парадигмы образования к системно-деятельностной. Если раньше учителя были источником знаний, теперь эту функцию выполняют поисковые системы. Новая задача педагога — создавать такой опыт обучения, который развивает любознательность, креативность и критическое мышление. И главное — учить применять знания на практике в проектной деятельности.
Agile и Scrum-технологии
Это новые подходы к методикам организации учебного процесса. Они позволяют разбить его на короткие отрезки, усилить командную работу над проектами и постоянно отслеживать результат обучения. Студентов эти технологии учат ответственно относиться к каждому этапу работы и поддерживать высокую мотивацию.
Agile и Scrum - основные методики работы в IT-компаниях, а значит, студенты получают полезные навыки, которые точно пригодятся для быстрого профессионального роста.
Адаптивное обучение
Тренд, который набирает все большую популярность и основывается на том, что образование должно подстраиваться под нужды каждого ученика. С развитием искусственного интеллекта появилась возможность создавать максимально индивидуальный путь обучения, который учитывает когнитивные особенности каждого ученика.
Правда, такие программы не подходят для гуманитарных знаний и тех областей, которые подвергаются постоянным изменениям. Но это вопрос времени.
Интегральный подход
Предполагает междисциплинарное обучение. Рассмотрим на конкретном примере. В классической медицине болезнь - это физический недуг, который нужно лечить лекарствами или оперативным путем. Специалист, который использует интегральный подход, рассматривает болезнь не только с точки зрения физического тела, но и учитывает психологическое состояние человека, его отношения с близким и т.д.
Междисциплинарные навыки позволяют изучать предмет с разных сторон, что может пригодиться, чтобы стать востребованным специалистом.
Изменение роли преподавателя и чат-боты
Преподаватель перестает быть единственным источником знаний. Теперь он создает и курирует образовательный процесс. На его плечи ложатся такие важные задачи:
· вовлекать студентов в обучение,
· поддерживать мотивацию,
· придумывать и режиссировать интерактивные проекты,
· учить мыслить и критически воспринимать информацию.
Проверка знаний пока еще остаётся задачей преподавателя, но уже сейчас есть сервисы по разработке чат-ботов. Они могут автоматизировать процесс и облегчить труд преподавателей.